часто возникает вопрос, влияет ли кс на дальнейшее психическое и физическое развитие ребенка. я наткнулась на статью, где изучается формирование привязанности, типы привязанности, их влияние на будущее ребенка. очень много в последнее время говорят о контакте кожа к коже сразу после рождения, о палатах совместного пребывания и что бывает, если этого не бывает. а у кесарят редко когда бывает. Так что не только в способе появления на свет дело. (хотя и в нем тоже. я верю в теорию грофа. закидайте меня помидорами
)
взято тут:
http://subscribe.ru/archive/home.children.akusherkiapa/201110/20172311.htmlинтернет-газета "Акушерский саквояж" Ассрциации профессиональных акушерок
Теория привязанности – со стороны ребенка
В рамках теории привязанности изучается физиология процессов в паре мать–дитя в сочетании с безусловной любовью родителей к своим детям, возникающей самопроизвольно, которая развивается в течение первых двух лет (Chamberlain 1995). Привязанность определяется как «поведение, при котором один индивидуум находится в зависимости от другого» (Anderson 2002:157). Гросс (Gross 2005) отмечает, что социальность, то есть присущая людям тенденция искать общества себе подобных, является предпосылкой для развития привязанности. Фрейд создал теорию о том, что первые пять лет определяют всю последующую жизнь человека и что ребенок привязываются к человеку, заботящемуся о нем, поскольку этот человек удовлетворяет его инстинктивные потребности (Gross 2005). Это мнение было оспорено в первую очередь Харлоу (Harlow 1959), который провел обширные исследования резус-макак и пришел к выводу, что макаки имеют врожденную потребность в тактильном контакте, что является такой же базовой потребностью, как и потребность в еде. Исследование Харлоу послужило фундаментом для дальнейшего понимания привязанности и бондинга, и многие последующие исследователи, например, Мэри Эйнсворт (Mary Ainsworth) в ее работе о разлучении матери и ребенка, приняли его труд за основу собственных исследований (Ainsworth et al 1978, Gross 2005).
В тот же период, когда Харлоу проводил исследования макак, Джон Боулби (John Bowlby), психоаналитик из Великобритании, изучал привязанности человека, на примере влияния Второй мировой войны на семьи и детей и уделяя особое внимание особенностям психического здоровья и потребностям бездомных детей. Боулби (1952) сделал вывод, что материнская любовь в младенчестве является столь же важным условием для психического здоровья, как витамины и белки для физического, и ввел термин «привязанность» для обозначения той эмоциональной связи, которая возникает между ребенком и заботящимся о нем человеком (Bowlby 1969). Истоки подхода Боулби лежат в психоаналитической, или фрейдистской, теории, которую он использовал в сочетании с этологией, биологической теорией (Bee & Boyd 2007). Боулби предположил, что каждый ребенок появляется на свет с врожденными инстинктивными элементами поведения, такими как способность поддерживать зрительный контакт, плакать и улыбаться, которыми он в свою очередь выделяет заботящегося о нем человека среди других (Bee & Boyd 2007).
В литературе описаны четыре характерных признака привязанности:
поддержание близости (желание быть ближе к объекту привязанности);
стресс при разлучении с объектом привязанности;
безопасное место (когда ребенок испытывает тревогу, он отступает к человеку, заботящемуся о нем);
надежная защита (ребенок исследует мир, зная, что родитель защитит его от опасности).
Bowlby (1969, 1973), Hofer (2005).
Шор (Schore 1994) развил концепцию Боулби далее и предоставил доказательства в пользу того, что опыт привязанности оказывает непосредственное влияние на созревание правого полушария головного мозга. Шор (2002) заявил, что невербальное правое полушарие, в противоположность вербальному левому полушарию, доминирует у человеческих детей, что приводит к недостатку синхронности. Шор (2002) также описывает развитие возможностей органов чувств ребенка: обоняния, тактильных ощущений, за которыми следует визуальное восприятие. В частности, сразу же после рождения выразительное лицо матери является наиболее мощным визуальным стимулом, и интерес заставляет ребенка следить за лицом матери в пространстве и поддерживать зрительный контакт (Schore 2002). Примерно ко второй неделе жизни внимание ребенка при взаимодействии с матерью становится цикличным: периоды внимания сменяются рассеиванием внимания (Anderson 2002). Это явление также называется регуляцией и, согласно Сроуфу (Sroufe et al 2005), способствует формированию у ребенка более гибкой и устойчивой нервной системы, которая позволит ему осуществлять саморегуляцию при чрезмерно интенсивной стимуляции в течение жизни.
Шор (2002) пришел к выводу, что по мере того, как ребенок растет, эффективно работающее правое полушарие позволяет ему понять, что эмоциональным состоянием можно поделиться с другими людьми. Эта способность эмпатии дает ребенку чувство общности с другими, и поскольку эмпатия является эмоцией, связанной с этическими качествами, эффективно работающее правое полушарие улучшает моральное развитие ребенка (Schore 2002).
Боулби (1969) придает особое значение непрерывности отношений между матерью и ребенком и влиянию разлуки с матерью на будущее благополучие ребенка. Однако его критики не согласны, что родители влияют на детей в такой степени. Одним из таких критиков был Харрис, который исследовал различные реакции братьев и сестер, а также близнецов в ретроспективном анализе генетической обусловленности поведения и влияния родителей на развитие детей (Harris 1995). В том же исследовании он утверждает, что родители не формируют индивидуальность или характер ребенка, что сверстники влияют на детей больше, чем родители, и человек учится поведению скорее у других людей в своей социальной группе, чем у родителей.
Эти противоположные точки зрения изучаются в продолжающемся по сей день многолетнем исследовании, которое объединяет теории Шора и Боулби с теориями Харриса и Ли (Sroufe et al 2005). Исследование отслеживает 180 детей, родившихся в бедных семьях в штате Миннесота, США, с пренатального периода до взрослого состояния и продолжается уже три десятилетия. Это многолетнее исследование в первую очередь посвящено изучению личности человека, заботящегося о ребенке и отношениям ребенка с ним путем прямого наблюдения детей и изучения качества ухода, который дети получили. Для исследования потребовалось множество наблюдений, сбор информации путем опроса и другие процедуры, которые проводились с родителями, учителями и с самими исследуемыми детьми (Sroufe et al 2005). Дети изучались в условиях дома, в лаборатории, в школе и в группе сверстников. Сроуф (2005) описывает, какие методы контроля потребовались для исследования:
общие параметры, такие как тест IQ и личность матери;
периодические оценки, начиная с наблюдения до рождения и включая 13 прямых наблюдений между рождением и 2,5 годами;
исследование развития детей в контексте по причине заинтересованности исследователей в изменениях.
Результаты оценивались по трем параметрам:
разница между надежной и тревожной привязанностью, с использованием гипотезы Боулби;
последствия различных типов тревожных привязанностей;
последствия в виде психопатологии, включая дезорганизованную привязанность.
Из-за размера и сложности исследования, в данную статью включен только обзор выводов, имеющих отношения к нашей теме. В исследовании Сроуфа (Sroufe et al 2005) оценивалась личность человека, заботящегося о ребенке, его ожидания и представления о ребенке, его реакции на сигналы ребенка и общие особенности ухода за ребенком. Исследование было предпринято с целью подтвердить или опровергнуть гипотезу Боулби о том, что привязанность ребенка является результатом взаимодействия с матерью в раннем возрасте (Sroufe et al 2005). В исследовании Сроуфа (Sroufe et al 2005) оценивался темперамент детей на седьмой и десятый день после рождения. Оценка производилась различными способами, включая неонатальную поведенческую шкалу оценки Бразелтона. У нас имеются некоторые вопросы к истинной природе этого анализа, и поскольку мы знакомы с некоторыми последствиями, необходимо принять во внимание, что это уже не теория, а установленная причинно-следственная связь. Примером такой связи является отзывчивость матери: ребенок, чья мать не способна улавливать подаваемые им сигналы о потребностях, подвержен большему риску попасть в реанимацию.
Сроуф (2005) в своем исследовании также обнаружил факты в пользу гипотезы Боулби о том, что дети, уверенные в надежной защите со стороны заботящегося о них человека при исследовании окружающего мира, вырастают более самостоятельными. В исследовании обнаружилось, что дети с надежной привязанностью реже страдали от одиночества и более успешно строили взаимные отношения, у них были более выражены лидерские качества и они более успешно строили романтические отношения во взрослом возрасте. Исследователи пришли к заключению, что ранняя надежная привязанность придает силы для преодоления трудностей и способность лучше справляться со стрессом (Sroufe et al 2005).
Теория привязанности — со стороны матери
Материнская привязанность называется бондингом, посредством которого мать связана со своим ребенком, до рождения и после него. Мишель Оден широко исследовал влияние гормонов на бондинг во время перинатального периода, замечая, что во время естественных родов у женщин в больших количествах вырабатываются такие гормоны, как окситоцин — альтруистический гормон, играющий роль во всех аспектах любви, эндорфины, которые вызывают состояния зависимости, и адреналин, который вызывает рефлекс изгнания плода и реакцию защиты у матери (Odent 2002a, 2002b). Адреналин также приводит к расширению зрачков плода (Odent 2002a), пробуждая у его матери материнское поведение (Schore 2002), как говорилось ранее.
Считается, что эти физиологические процессы являются частью процесса импринтинга (Bowlby 1969), хотя в вопросе о его временных рамках специалисты расходятся во мнениях (Kennell et al 1975, Davis-Floyd 2003). Большая часть работы Кеннелла (Kennell et al 1975) посвящена подтверждению гипотезы о том, что контакт мать-ребенок в сенситивный период влияет на последующее материнское поведение матери, а также воздействует на развитие ребенка. Кеннелл и его коллеги предположили, что этот контакт помогает матери сформировать ментальный образ своего ребенка и что если взаимодействие с ребенком в сенситивный период нарушается, насилие над детьми увеличивается (Kennell et al 1975). Дэвис-Флойд (2003) подтверждает это тем, что в представлении матери, бьющей своего ребенка, ментальный образ ребенка обычно существенно отличается от его настоящей внешности.
Несмотря на критику теории о том, что контакт матери с ребенком в сенситивный период влияет на формирование материнского поведения (Goldberg 1983, Eyer 1994), недавнее исследование возможно подтвердит выводы, сделанные в работе Кеннелла и коллег.
Быстрова (Bystrova 2008) провела рандомизированное исследование для оценки взаимодействия между 176 матерями и их детьми, которым был обеспечен контакт кожа к коже в течение первых двух часов после рождения. Результаты всего лишь одного аспекта исследования – «влияния близости матери и ребенка в противоположность разлуке после рождения» – показывают, что осознанное материнство начинается до рождения и продолжается всю жизнь. Целуя, обнимая и разглядывая своего ребенка, мать показывает свою любовь по отношению к нему. Такое поведение улучшает отношения матери и ребенка и играет чрезвычайно важную роль в развитии чувствительности матери, саморегуляции ребенка и взаимных отношений в паре в первый год жизни (Bystrova 2008).